Что мы
привнесли
в образование?
Вышке 30 лет
Тридцатый год жизни Вышки запомнится как минимум тремя крупными новациями в высшем образовании: расширенные границы, программы по нескольким направлениям и углубленная подготовка в части цифровых компетенций.
В 2022 году первые бакалавры экономики и магистры образования получили дипломы НИУ ВШЭ, обучаясь одновременно в ДВФУ и в Вышке в сетевой форме. Уже более 500 студентов из девяти университетов России учатся в Вышке, находясь за ее границами. Выбор курсов расширен и для наших кампусов: 25% всего пула курсов — межкампусные.

В Вышке уже более 15 программ ориентированы на два и более направлений подготовки. Студенты получат сразу несколько квалификаций, осваивая одну программу.
В 2022 году пятилетний проект Data Culture вырос в полноценный обязательный модуль бакалавриата.
Все выпускники имеют дополнительную квалификацию, позволяющую работать в условиях цифровой экономики.
Анна Коровко,
старший директор по основным образовательным программам
Тридцатый год жизни Вышки запомнится как минимум тремя крупными новациями в высшем образовании: расширенные границы, программы по нескольким направлениям и углубленная подготовка в части цифровых компетенций. В 2022 году первые бакалавры экономики и магистры образования получили дипломы НИУ ВШЭ, обучаясь одновременно в ДВФУ и в Вышке в сетевой форме. Уже более 500 студентов из девяти университетов России учатся в Вышке, находясь за ее границами. Выбор курсов расширен и для наших кампусов: 25% всего пула курсов — межкампусные.

В Вышке уже более 15 программ ориентированы на два и более направлений подготовки. Студенты получат сразу несколько квалификаций, осваивая одну программу. В 2022 году пятилетний проект Data Culture вырос в полноценный обязательный модуль бакалавриата. Все выпускники имеют дополнительную квалификацию, позволяющую работать в условиях цифровой экономики.
Анна Коровко,
старший директор по основным образовательным программам
Высшая школа экономики реализует собственные, единые для всех четырех кампусов университета образовательные стандарты.
Они устанавливают требования к структуре и содержанию учебных планов и дают возможность изучения дисциплин из других программ.
В результате каждый студент может выстроить индивидуальную образовательную траекторию и активно заниматься проектной и научно-исследовательской деятельностью.
За 8 лет работы в МИЭМ ВШЭ я уже успел прочитать довольно много курсов — от классических математических дисциплин до узкоспециализированных спецкурсов. Практически все разработанные мной специальные курсы так или иначе основаны на последних достижениях в предметной области, которые невозможно найти в учебниках. Убежден, только так можно, с одной стороны, показать студентам, чем занимаются исследователи на переднем крае науки, т. е. расширить их кругозор, и ввести в круг проблем тех, кто собирается работать с тобой дальше над совместными научными проектами, — с другой.
Юрий Будков,
профессор, старший научный сотрудник
департамента прикладной математики Московского
института электроники и математики им. А.Н. Тихонова
За 8 лет работы в МИЭМ ВШЭ я уже успел прочитать довольно много курсов — от классических математических дисциплин до узкоспециализированных спецкурсов. Практически все разработанные мной специальные курсы так или иначе основаны на последних достижениях в предметной области, которые невозможно найти в учебниках. Убежден, только так можно, с одной стороны, показать студентам, чем занимаются исследователи на переднем крае науки, т. е. расширить их кругозор, и ввести в круг проблем тех, кто собирается работать с тобой дальше над совместными научными проектами, — с другой.
Юрий Будков,
профессор, старший научный сотрудник
департамента прикладной математики Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова
У всех студентов университета есть возможность встраивать элементы дополнительного профессионального, бизнес- и онлайн-образования в индивидуальную образовательную траекторию и формировать уникальный для каждого учащегося набор компетенций.
Работодатели и выпускники непосредственно участвуют в оценке получаемых в Вышке знаний.
Эти оценки собирают и анализируют в рамках ежегодного мониторинга.
Партнерство с российскими университетами

ВШЭ — базовая организация в 9 программах бакалавриата и 11 программах магистратуры, реализуемых в сетевой форме.
По этим программам учатся более 2 тысяч студентов. Среди партнеров — институты РАН по физике, химии, биологии, географии, Сколково, Российская экономическая школа, Центр педагогического мастерства.
НИУ ВШЭ участвует в реализации 7 бакалаврских и 4 магистерских программ других российских университетов. Около 500 студентов из ДВФУ (Владивосток), ДГТУ (Ростов-на-Дону), ТюмГУ (Тюмень), СВФУ (Якутск), РУТ (МИИТ) (Москва), ТОГУ (Хабаровск), ЮФУ (Ростов-на-Дону), ПсковГУ (Псков) имеют шанс получить диплом НИУ ВШЭ, не покидая своего города. В 2022 году первые 43 бакалавра-экономиста и 8 магистров по управлению образованием из ДВФУ получили дипломы Вышки.
Лицей Высшей школы экономики был создан в 2013 году и одним из первых в стране стал использовать новый федеральный государственный стандарт старшей школы. Лицеисты сами составляют свои учебные планы: выбирают предметы, которые будут изучать, и уровень их освоения (базовый или углубленный). Один раз в неделю они занимаются на факультете ВШЭ, соответствующем выбранному направлению.
Учителя лицея — преподаватели вузов, в первую очередь НИУ ВШЭ, школьные ­педагоги, практикующие специалисты и научные ­работники.
Подготовка лицеистов — это не натаскивание на сдачу экзаменов. Задача в том, чтобы воспитать заинтересованных подростков с высоким уровнем знаний и набором компетенций, необходимых не только для успешного продолжения образования, но и для развития личности.
Ежегодно количество школ, которые участвуют в сетевой образовательной программе университета — Распределенном лицее НИУ ВШЭ, — увеличивается. В рамках нее старшеклассники посещают лицейские классы в школах под руководством опытных учителей и преподавателей университета. Подготовка идет по специально разработанным образовательным стандартам.
Мне видится очень важной деятельность ВШЭ на поле школьного образования. Создание лицея как инновационной старшей школы имело целью не столько подготовку компетентного абитуриента для поступления в университет, сколько реализацию на практике старшей школы нового типа с вариативной образовательной программой и равными отношениями учащихся и преподавателей. Лицей активно передает свой опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий, организации проектно-исследовательской деятельности и иных практик другим школам.
Дмитрий Фишбейн,
директор Лицея НИУ ВШЭ
Мне видится очень важной деятельность ВШЭ на поле школьного образования. Создание лицея как инновационной старшей школы имело целью не столько подготовку компетентного абитуриента для поступления в университет, сколько реализацию на практике старшей школы нового типа с вариативной образовательной программой и равными отношениями учащихся и преподавателей. Лицей активно передает свой опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий, организации проектно-исследовательской деятельности и иных практик другим школам.
Дмитрий Фишбейн,
директор Лицея НИУ ВШЭ
Вышка ежегодно проводит собственную многопрофильную олимпиаду «Высшая проба», 26 профилей которой входят в перечень Российского совета олимпиад школьников. Это позволяет победителям и призерам получить льготы при поступлении не только в НИУ ВШЭ, но и в другие крупнейшие вузы страны. В 2022 году в олимпиаду впервые добавлен профиль «Международные отношения».
По инициативе НИУ ВШЭ с 2018 года проводится Международная олимпиада по экономике (International Economics Olympiad, IEO). В 2022 году олимпиада, в организации которой традиционно приняла участие Высшая школа экономики, собрала команды старшеклассников из 44 стран мира.
Вышка — вуз первого выбора для наиболее талантливой и амбициозной молодежи. В университет поступает самое большое количество победителей и призеров главных школьных олимпиад.
Количество поступивших стобалльников по ЕГЭ

Общее количество поступивших, у которых по 1 предмету и более было 100 баллов, — 490
Количество поступивших, у которых по 1 предмету было 100 баллов, — 427
Количество поступивших, у которых по 2 предметам было 100 баллов, — 58
Количество поступивших, у которых по 3 и 4 предметам было 100 баллов, — 5
НИУ ВШЭ — Москва стабильно входит в топ-3 ведущих российских вузов по средним баллам ЕГЭ, необходимым для зачисления на бюджет. Поэтому многие абитуриенты даже с высокими результатами выпускных экзаменов поступают в университет на платные места. Вышка старается поощрять таких учащихся: для них предусмотрены скидки, которые составляют 70, 50 и 25% в зависимости от количества баллов, полученных абитуриентами на ЕГЭ. Преференциями сейчас пользуются больше половины всех платных студентов Высшей школы экономики.
Цель проекта НИУ ВШЭ «Социальный лифт» — помочь абитуриентам, которые в силу жизненных обстоятельств не могут на равных конкурировать за бюджетные места с большинством поступающих в вузы и оплачивать свое обучение.
У детей, живущих в крупных городах с развитой образовательной инфраструктурой, больше возможностей поступить в университет, чем у их сверстников из небольших населенных пунктов, поскольку степень их подготовки по окончании школы, как правило, разная.

Поэтому ВШЭ стремится поддержать тех, кто не смог пройти конкурсный отбор на бюджетные места учебных заведений и не входит в категории граждан РФ, имеющих приоритетное право на получение высшего образования. Проект «Социальный лифт» дает им возможность обучаться за счет средств университета, то есть фактически устанавливает дополнительную социальную льготу при поступлении на программы бакалавриата и специалитета.
Мы привнесли в университетское математическое образование сочетание индивидуального подхода к обучению с преимуществами погружения в среду мотивированных коллег разных возрастов. Задачи для индивидуального обсуждения, привлечение учебных ассистентов, предоставление курсов по выбору и обеспечение регулярного персонального общения с преподавателями позволяют нам подстроить учебный процесс
под запросы каждого студента. Живые исследовательские семинары, в которых студенты участвуют наравне с состоявшимися учеными, дают им мотивацию и чувство вовлеченности в общее дело.
Александра Скрипченко,
декан факультета математики
Мы привнесли в университетское математическое образование сочетание индивидуального подхода к обучению с преимуществами погружения в среду мотивированных коллег разных возрастов. Задачи для индивидуального обсуждения, привлечение учебных ассистентов, предоставление курсов по выбору и обеспечение регулярного персонального общения с преподавателями позволяют нам подстроить учебный процесс под запросы каждого студента. Живые исследовательские семинары, в которых студенты участвуют наравне с состоявшимися учеными, дают им мотивацию и чувство вовлеченности в общее дело.
Александра Скрипченко,
декан факультета математики
Университет планирует каждый год расширять круг поддержки абитуриентов в рамках проекта «Социальный лифт». Также совершенствует формы отбора, чтобы быть уверенным — помощь оказана тем, кому она действительно необходима.
Высшая школа экономики — лидер среди российских вузов на рынке глобального онлайн-образования. Курсы лучших преподавателей НИУ ВШЭ доступны в любой точке мира на российской Национальной платформе открытого образования.
Помимо отдельных курсов, слушателям доступен формат специализаций. Каждая специализация — это связка курсов (от 4 до 7). По результатам ее прохождения предусмотрено создание итогового проекта. Успешное освоение специализаций помогает слушателям в дальнейшем обучении на онлайн-программах магистерского уровня в НИУ ВШЭ.
C 2016 года у слушателей курсов НИУ ВШЭ на Национальной платформе открытого образования есть возможность получить подтвержденный сертификат. Он предполагает прохождение тестирования с идентификацией личности и фактически является аналогом академической справки, то есть может быть принят к перезачету другими вузами.
Высшая школа экономики активно встраивает онлайн-курсы в образовательные программы и предлагает свои курсы другим вузам, развивая сетевое сотрудничество с российскими университетами.

Ежегодно сетевыми партнерами НИУ ВШЭ становятся более 40 вузов России и ближнего зарубежья.

2021 год: студенты 46 вузов обучались на 88 курсах НИУ ВШЭ.

2022 год (октябрь): студенты 28 вузов обучаются на 103 курсах НИУ ВШЭ.
Сегодня поворотный момент для развития креативного сектора в России. Со стороны государства реализуется системная поддержка творческих индустрий. Экономике остро нужны квалифицированные специалисты, которые могли бы эффективно сочетать креативное мышление с управленческими компетенциями и академическими знаниями. ВШЭ стала новатором в сфере образования для креативных индустрий в России. Мы разработали и запустили несколько уникальных образовательных программ, которые помогут в будущем решить проблему дефицита кадров для креативной экономики, или экономики впечатлений.
Андрей Быстрицкий,
декан факультета креативных индустрий
Сегодня поворотный момент для развития креативного сектора в России. Со стороны государства реализуется системная поддержка творческих индустрий. Экономике остро нужны квалифицированные специалисты, которые могли бы эффективно сочетать креативное мышление с управленческими компетенциями и академическими знаниями. ВШЭ стала новатором в сфере образования для креативных индустрий в России. Мы разработали и запустили несколько уникальных образовательных программ, которые помогут в будущем решить проблему дефицита кадров для креативной экономики, или экономики впечатлений.
Андрей Быстрицкий,
декан факультета креативных индустрий
С 2020 года НИУ ВШЭ активно развивает образовательные программы, которые проходят полностью в онлайн-формате. В 2020 году запущена первая в России англоязычная программа магистратуры Master of Data Science. В 2021 году университет осуществил успешный набор уже на 11 онлайн-программ, а в 2022 году в портфеле Высшей школы экономики значилось 16 онлайн-программ — 4 бакалаврские и 12 магистерских.
НИУ ВШЭ последовательно занимается развитием предпринимательских компетенций и soft skills у студентов. Во многие образовательные программы и курсы входят соответствующие дисциплины. Кроме того, непременные атрибуты обучения — это командная, практическая и проектная деятельность.
Проектная деятельность является основой обновленной модели обучения
в Высшей школе экономики.
Студенты активно вовлекаются в научную, образовательную
и профессиональную проектную деятельность.
Одной из ключевых задач
НИУ ВШЭ станет выход на качественно новый уровень сотрудничества
с международными партнерами при обеспечении лидерства нашего университета на новых рынках образования и научных исследований, включая Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку. Активизация усилий по этим направлениям позволит нам выйти на наиболее крупные рынки, где востребованы качественные образовательные продукты мирового уровня.
Виктория Панова,
проректор
Одной из ключевых задач
НИУ ВШЭ станет выход на качественно новый уровень сотрудничества
с международными партнерами
при обеспечении лидерства нашего университета на новых рынках образования и научных исследований, включая Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку. Активизация усилий по этим направлениям позволит нам выйти на наиболее крупные рынки,
где востребованы качественные образовательные продукты мирового уровня.
Виктория Панова,
проректор
Более трети студентов получают апгрейд базовых исследовательских навыков, участвуя в семинарах и конференциях подразделений, студенческих научных организациях, научных боях. Более 1000 студентов ежегодно получают продвинутые исследовательские навыки, участвуя в работе научно-учебных групп, научно-учебных, проектно-учебных лабораторий, центров превосходства, экспедиций.
Вышка стала первым российским университетом, перешедшим на систему аспирантских школ по отдельным отраслям науки.
Аспиранты НИУ ВШЭ занимаются полноценной исследовательской деятельностью, и университет всячески им в этом помогает. Предлагается стипендиальная программа академической аспирантуры (или аспирантуры полного дня), чтобы была возможность сосредоточиться на научной работе. Аспирантам выплачивается высокая ежемесячная стипендия и предоставляется возможность трудоустроиться в одно из научных подразделений Вышки.
Вышка формирует дружное комьюнити студентов с атмосферой взаимопомощи и поддержки. Она дает уникальную возможность обучения, общения, обмена опытом с самыми сильными и талантливыми студентами со всех уголков страны. Проводимые курсы развивают системное мышление и эмоциональный интеллект, а множество испытаний, экзаменов, дедлайнов закаляют студентов и укрепляют их командный дух на долгие годы вперед. Здоровая атмосфера — одна из главных составляющих хорошего университета.
Михаил Жемков,
выпускник университета, начальник отдела
в Департаменте денежно-кредитной
политики ЦБ
Вышка формирует дружное комьюнити студентов с атмосферой взаимопомощи и поддержки. Она дает уникальную возможность обучения, общения, обмена опытом с самыми сильными и талантливыми студентами со всех уголков страны. Проводимые курсы развивают системное мышление и эмоциональный интеллект, а множество испытаний, экзаменов, дедлайнов закаляют студентов и укрепляют их командный дух на долгие годы вперед. Здоровая атмосфера — одна из главных составляющих хорошего университета.
Михаил Жемков,
выпускник университета, начальник отдела
в Департаменте денежно-кредитной
политики ЦБ



С 2020 года в университете реализуется непрерывный трек «магистратура — аспирантура» — новый формат поддержки студентов, которые учатся на бюджетных местах и выбирают исследовательскую карьеру. Стипендия тех, кто прошел конкурсный отбор, составляет 50 тыс. рублей ежемесячно в период учебы в магистратуре и 70 тыс. рублей — в аспирантуре.
Высшая школа экономики в числе первых получила право самостоятельно выстраивать систему аттестации научных специалистов. Степень кандидата (PhD) и доктора наук (Doctor of Science) присуждается диссертационными советами университета, в состав которых помимо российских экспертов входят и коллеги из-за рубежа. Самостоятельно присуждая ученые степени НИУ ВШЭ, университет остается частью российской системы научных кадров: дипломы Высшей школы экономики имеют государственный статус.
Сегодня система ДПО НИУ ВШЭ предлагает практически полный спектр программ, необходимых современному специалисту для успеха на рынке труда, для профессионального и личностного развития.
Ключевым направлением развития ДПО НИУ ВШЭ является создание комфортной, в том числе цифровой, образовательной среды, мотивирующее нас постоянно повышать качество программ ДПО.
Галина Можаева,
заместитель первого проректора НИУ ВШЭ
Сегодня система ДПО НИУ ВШЭ предлагает практически полный спектр программ, необходимых современному специалисту для успеха на рынке труда, для профессионального и личностного развития. Ключевым направлением развития ДПО НИУ ВШЭ является создание комфортной, в том числе цифровой, образовательной среды, мотивирующее нас постоянно повышать качество программ ДПО
Галина Можаева,
заместитель первого проректора НИУ ВШЭ
Более 20 лет в Высшей школе экономики предлагают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки. Университет делает их практико- ориентированными, направленными на решение задач, стоящих перед страной и бизнесом.






К работе со слушателями привлекаются как преподаватели НИУ ВШЭ, так и российские и зарубежные специалисты, имеющие большой опыт практической деятельности: топ-менеджеры успешных компаний, эксперты-практики, бизнес-консультанты, представители органов исполнительной власти.
Наши студенты выходят из университета с пониманием, что мир большой и сложный. Значит, в нем много разных дорог. И наши ребята знают, что подготовлены практически для любой, — вопрос их выбора. Значит, в таком мире нужно уметь критически мыслить, иначе поток новостей сметет. И наши это умеют, как бы соблазнительны ни были простые решения и вера вместо анализа. Наши ребята выбирают интереснее, а не проще. И это, пожалуй, самое ценное, чему мы их учим.
Анастасия Лихачева,
декан факультета мировой экономики
и мировой политики
Наши студенты выходят из университета с пониманием, что мир большой и сложный. Значит, в нем много разных дорог. И наши ребята знают, что подготовлены практически для любой, — вопрос их выбора. Значит, в таком мире нужно уметь критически мыслить, иначе поток новостей сметет. И наши это умеют, как бы соблазнительны ни были простые решения и вера вместо анализа. Наши ребята выбирают интереснее, а не проще. И это, пожалуй, самое ценное, чему мы их учим.
Анастасия Лихачева,
декан факультета мировой экономики
и мировой политики